Каждая городская семья с ребёнком, которая собирается переехать жить в деревню, хочет, что бы их чадо росло в здоровой и чистой среде обитания, каковой город, особенно большой, давно не является. Что бы ребёнок дышал свежим, незагазованным воздухом, ел здоровую, качественную пищу и имел возможность свободно гулять на улице, не боясь никаких «плохих дядек» и не рискуя ежеминутно попасть под колёса автомобиля. А главное — вырасти полноценным Человеком, а не «квалифицированным потребителем». Но каково живётся ребёнку в деревне? Какой уровень образования сможет он получить в сельской школе? Какие люди будут его окружать? С какими детьми ему придётся общаться? Расскажу о том, как это происходит у нас.
Переехав жить в маленькую полузаброшенную
В первую осень, когда разъехались все дачники, а серое небо, холодный ветер и проливные дожди навевали уныние, сын заскучал по детскому саду и своим приятелям, оставшимся в городе. Конечно, ребёнку необходимо общаться и играть со сверстниками, да просто иногда менять обстановку, получать новые эмоции и впечатления, как вариант — посещать какие — нибудь кружки или секции. Поскольку на тот момент никаким подсобным хозяйством мы ещё не обзавелись, я, имея массу свободного времени, стала возить его в ближайший город на занятия в детской футбольной секции и вместе с ним ходила в бассейн, где он благополучно научился плавать. С футболом дело как — то не пошло и на следующий год записала его в плавательную секцию, которую исправно посещали весь год три раза в неделю. Попутно занималась с ним подготовкой к школе, благо это не трудно, да и разных пособий и материалов в любом книжном навалом.
Но приближался сентябрь и предстояло решить, в какую школу сын пойдёт в первый класс. Из трёх ближайших сельских школ выбрали ту, которая больше всего соответствовала этому словосочетанию, хотя путь до неё неблизкий — 15 км, но есть машина и возможность возить ребёнка каждый день, тем более, что мужа пригласили преподавать математику в двух классах. Хотя он не педагог, но имеет диплом МГУ по специальности «математик», и прекрасно справляется со своей работой, да и в классах всего по 3 — 4 ученика.
При первом посещении этой школы больше всего меня поразило то, что все встреченные мною дети, даже старшеклассники, вежливо здоровались, хотя видели меня в первый раз. Кругом приветливые, улыбчивые лица, по просторным коридорам никто не носится, сломя голову. Ещё там есть большой спортивный зал, компьютерный класс, интерактивная доска и другие необходимые атрибуты учебного заведения плюс полный комплект квалифицированных преподавателей, и всё это сочетается, в силу относительно малого количества учащихся, с тёплой «домашней» атмосферой. При школе есть интернат для ребят из других деревень, родители которых не имеют возможности возить их туда и обратно каждый день. Там они проживают пять дней в неделю, а привозит и отвозит их автобус. После уроков работают бесплатные, естественно, спортивные секции и шахматный кружок, который ведёт муж. Несколько раз за год организовывается бесплатное, опять же, посещение Ледового Дворца в городе.
В каждом классе не больше десяти учеников, так что преподаватель имеет возможность уделить внимание каждому — лишний раз подойти, что — то объяснить и, конечно, со всеми наладить доверительные отношения. Ребёнку, особенно застенчивому, в таком «малонаселённом» классе намного легче проявить себя и свои способности. Ко всем праздникам и школьным событиям дети разучивают разные стихи и песни, готовятся праздничные программы.
Школа носит имя Героя Советского Союза Василия Русакова, поэтому там активно ведется военно-патриотическая работа, развито юнармейское движение. Ребята несут Вахту памяти у памятников и обелисков на территории сельского поселения, собирают материалы по истории Великой Отечественной войны. Проводятся экскурсии в военные части, в Кремлевский полк, в Центр боевого применения авиации и переподготовки летчиков в Торжке. На базе школы проводятся военные сборы для учащихся, где отрабатывается тактическая, огневая, строевая подготовка – все как в армии. За всё это отвечает учитель физкультуры и ОБЖ Вячеслав Александрович, сам в прошлом десантник. У многих после такой «тренировки» появляется желание служить в армии, а некоторые ребята даже интересуются поступлением в военные училища.
В одном классе с сыном учатся ещё два мальчика и одна девочка. Вообще, мне не показалось, что деревенские дети, вопреки бытующему мнению, выглядят здоровыми, крепкими и румяными, большинство из них, скорее наоборот — худенькие, низкорослые, но при этом открытые, общительные и не закомплексованные. Подготовкой детей к школе — чтению, счёту — у местных родителей заниматься как то не принято, поэтому обучение начинают с нуля, но из тех, кто окончил 11-й класс, больше половины поступают в ВУЗы — было бы желание учиться, а уж возможности можно найтии, тем более, что и в селе сейчас у многих есть интернет и можно готовиться к экзаменам дистанционно.
Что мне не понравилось:
Во-первых, это недостаточная интенсивность, что ли, учебного процесса, то есть домашние задания на выходные не задаются, знания некоторых детей оставляют желать лучшего, но, возможно, виной тому «усовершенствования» в образовательной системе, которая, как говорит муж, насильственно превращается из методологической в фактологическую (в учебнике пятого класса присутствует даже таблица умножения двузначных чисел). Зимой в морозы две недели не учились из-за того, что угольная отопительная система не справлялась с поддержанием температуры в классах. Мало культмассовых мероприятий, хотя в городе есть Драмматический Театр (заработавший, кстати, в 1942 году — вот как тогда заботились о развитии культуры). Теперь же на этом театре лежит печать постмодерна, что, конечно, удручает.
Школа носит статус базовой, курируется администрацией района и области, поэтому проблема закрытия, несмотря на небольшое количество учащихся не стоит, а вот ближайшую к нам деревенскую школу с этого года закрывают.
Километрах в десяти от нашей деревни находится поселение, которое представляет собой поле, примерно в 100 га, на границе леса и реки, поделенное на участки по 1- 2 га. Место очень красивое, живописное. Организовалось это поселение, как содружество людей, желающих жить семьями в своих Родовых поместьях, в близости с природой, в дружеском общении с соседями — единомышленниками, причём, жить круглый год, с детьми, создавая, по возможности, собственную инфраструктуру, в том числе и школу. Но на пути всех этих хороших замыслов возникли препятствия — плохой подъезд, отсутствие электричества, как следствие — мало постоянных жителей ( 5 семей, 1 — с детьми, большинство приезжают на летний сезон), и недостаточная сплочённость поселенцев, так что пока всё осталось на уровне замыслов.
Так вот, в одной из семей, проживающих там постоянно, три дочери, старшей из которых 11 лет. Ближайшую деревенскую школу она посещает несколько раз за учебный год для аттестации, при этом, находясь полностью на домашнем обучении, поскольку, во-первых, все необходимые знания она получает с помощью родителей — у мамы два высшых образования, и учебников, а во-вторых, добираться оттуда зимой до школы по бездорожью очень трудно. Девочка умненькая, любит читать и вообще склонна к самообразованию, ну а проблема общения в семье с тремя детьми так остро не стоит.
Условия проживания у них очень простые, «без излишеств», но этим летом глава семейства установил во дворе ветрогенератор, так что появилось «своё» электричества. Многие поселенцы пользуются солнечными батареями с аккумуляторами — тоже вариант.
В июле мы побывали в поселении на детском празднике, какие проводятся там каджый год. Собралось человек 40 вместе с детьми и приглашёнными гостями. Очень понравилась царившая там тёплая, радостная атмосфера: с большим удовольствием дети и взрослые играли в «ручеёк», плели венки из полевых цветов, прыгали через костёр, играли в волейбол, слушали песни под гитару, водили хоровод, а вечером ребята пускали по реке, заранее сделанные своими руками и украшенные зажжёнными свечками, кораблики — было очень красиво
На летние каникулы к нам в деревню приезжают соседские дети — дачники, и весёлая компания целыми днями проводит время в разных забавах, главной из которых, к сожалению, всё же являются компьютерные игры, благо ещё, что у них есть возможность свободно проводить время на улице, на природе — строить домик — убежище, играть в футбол, купаться в пруду, ловить мелкую рыбку для кота, помочь папе в каких-то мужских делах, собрать в саду опавшие яблоки и т. д.
Зимой из развлечений остаётся только катание на запряжённой в санки собаке Рыське, да лыжные прогулки всей семьёй в лесу, когда стоит хорошая, солнечная погода. Правда, по накатанной нами лыжне редко удаётся проехать больше двух раз — после каждого снегопада приходится её обновлять, ведь других-то лыжников нет.
Сына забираю из школы часов в 5 — 6 вечера — после секций и продлёнки, где он делает письменные уроки и общается с ребятами. Компьютерные игры строго ограничеваем по времени и только после всех сделанных дел, а их хватает: В обязанности сына входит доставлять на тачке или санках дрова из поленницы на веранду, чистить снегоуборкой снег на подъездной дороге после сильных снегопадов — а это метров 70 от ворот до дома, растапливать голландскую печку в сильные морозы, когда котёл не справляется, а также, на нём лежит заготовка хвойных веток для коз и доставка их с помощью Рыськи, запряжённой во вместительные санки — и работа и развлечение. Такой круг обязанностей воспитывает в ребёнке чувство ответственности, собственной нужности и значимости в жизни семьи. Мне кажется, это очень важно, особенно для будущего мужчины. Кроме того, живя на своей земле, ребёнок привыкает трудиться, учится любить и понимать природу, животных и получает истинное представление о жизни и об окружающем мире.
Оля, неплохая заметка. Можно маленький советик? Когда фотографируете — держите в поле зрения линию горизонта. Когда горизонта не видно — ориентируйтесь по вертикалям: столбы, углы зданий, шторы и т.д. А то ваши здания стоят на склонах холмов. Храм тоже. чтобы было понятно — прилагаю фото. Спаси вас Бог!
Да уж мне раньше казалось,что мы с мужем одни такие,по крайней мере пока окончательно не поняли,что жить в обществе,тем более в потребительском очень сложно,нас считают ненормальными,даже когда моя мать узнала,что мы продаём дом,чтобы переехать в деревню,перестала с нами общатся,грозится натравить на нас органы опеки,т к считает нас больными,подскажите как нам преодолеть все прегады,т к у нас двое детишек 10 и 2 лет,кстати мы работы не боимся,хозяйтво держим
Создавать пространствоединомышленников . Объединяться с семьями, близкими по духу. В идеале — на территории одной деревни, чтобы рядом были люди, которые могут помочь, вместе решать какие-то проблемы.
Ольга, как здорово, что нашла вашу статью! Тоже хотим переехать на ПМЖ, но было много сомнений из-за ребенка. Прочитав, порадовалась за вас, что повезло со школой. И самое интересное, что фото показались знакомыми…и точно! Мы будем жить тоже в 15 км от неё. Теперь вопрос с устройством ребенка считай решен)))
Дарья, со школой, к сожалению, оказалось все не так хорошо, как виделось поначалу. Четыре года учились по программе "Школа 2100", которая воздействует на психику ребёнка, готовя из него идеального потребителя. Правда, с этого учебного года эту программу отменили. Далее — повсеместная ложь. Врут все начиная с учителей. Плюс всеобщая атмосфера лени и разгильдяйства. Оценки все учителя сильно завышают, дабы не портить коэффициент успеваемости.http://iz-goroda-v-derevnyu.ru/prostranstvo-edinomyishlennikov/
Одним словом, сын второй год находится на домашнем обучении. Учится дома, сдает зачёты в школе. Это тоже не идеальный вариант, т.к. ребенок лишен общения со сверстниками. Очень хотелось бы создать свою мини-школу, но для этого нужны родители-единомышленники
Да и еще как можно жить в селе это же странно, ведь в городе есть много гаджетов, интернет, одежда от кутюр,Но это просто моё мнение не принимайте его в серьёз.
Город самое лучшее место жительства, а то что все говорят деревня, деревня. Мы с мужем решили задать нашей дочери вопрос. Где ты хочешь жить в деревне или в городе, она ответила в городе. Логично ведь интернет дорогие игрушки хорошее образование цивилизация и многое другое. Так что город лучше всего.
Как сейчас любят говорить- не все так однозначно. Если у ребенка спросить-какая лучшая еда, он тоже может выбрать конфеты, печенье, мороженое, чипсы какие-нибудь. Не факт, что полезно. Но если у вас другое мнение о хорошей еде, то вы вряд ли будете прислуживаться к мнению дочери. То же касается друзей и прелестей цивилизации. А интернет и образование это больше задача, чем проблема. Интернет почти везде можно провести, дорогие игрушки купить и возить с собой хоть в горы, получать образование тоже много способов. К тому же, деревня деревне рознь. Может ей сравнивать не с чем.
Очень интересный сайт у вас вышел,поздравляю;)Приятно осозновать ,что мы с мужем не одни такие "не такие",как сказал выше некий Макс.Тоже переехали из города в село и взгляды ваши на жизнь вполне разделяем(кроме,пожалуй,замысловатых рассуждений по поводу Православия-но сейчас не об этом).У нас двое деток(10-ти и 2 -х летние дочери).Живем мы на Украине,и село у на большое и достаточно благоустроенное(кроме газа,но в печном отоплении-своя прелесть) с большой школой(в кот.учаться детишки с 4 окрестных сел).Прожив два года тут-осознала одну большую проблему-дети еще более материалестичны и озабоченны финансовыми ценностями,чем в городе!до этого мы жили в Севастополе,и как то я не замечала,что бы основными критериями "важности" у подружек были наличие у той или иной модных роликов,великов,компов и телефонов(ОСОБЕННО гаджетов-здесь особая степень почета-с обладателями самых дорогих хотят "дружить"все!).Я не жалуюсь-мой ребенок в хороших отношениях с классом,повезло с отношением учительницы-отличница(если не обсуждать отдельной темой,что требования тут все же послабее,чем в городе.А еще мой русскоговорящий ребенок быстро приспособилась к обучению на украинском,только теперь пишет русские слова с украинскими буквами:)Но это поправимо…а вот окружающий социум меняет ее со временем не в лучшую сторону,несмотря на все наши старания,нравоучения,воспитание увы зависит не только от родителей…Если другие мамы и папы учат -дружи с тем-то у него папа-фермер и денег больше.И ребенок,кот.по началу плакал-"они со мной дружат только из-за ПСП и роликов-а я хочу что бы просто так",теперь в погоне за модными новинками-что бы не отстать,не дай Боже от подружки,терроризирует родителей…И еще-большинсво из детей с детства настраивают-самые удачливые уезжают жить в город!такие вот печали…
Не знаю,возможно это просто взросление,и весь мир таков,но это пугает.А в свете последних событий на Украине,иногда задумываемся о переезде в Российскую глубинку,где-то поближе к родственникам из СПБ(как крайней мере-если все таки нововзашедшая на престол фашистко-бандеровская власть окончательно победит и продаст нас в евросоюз,а пока пытаемся бороться…)Извините за отступление о наболевшем:)Так вот-как в русской деревне обстоит дело с мировозрением общей массы детей и подростков?так же как и у нас?или иначе ? Заранее спасибо,очень жду комментариев!
Оля и Никита, спасибо вам за такой замечательный сайт! С мужем и с детьми находимся в процессе переезда из СПб в Новгородскую область, очень много полезной информации здесь нашли! Город стал такой помойкой, в которой еще и мозги промывают изрядно:( Пальцем у виска никто не крутит из тех, кто понимает, как жить и для чего. В мегаполисе человек теряется.
Уведомление:Дом в деревне | Из города в деревню
Мы тоже решили в деревню переехать этим же летом!!Ждем уже с нетерпением когда у дочери закончится учебный год.В деревне 100% жить лучше!!Чистый воздух,здоровое питание.Развлечений то сколько для детей-есть речка,зимой можно на санках с горки,можно и на лыжах,рыбалочка,банька,шашлычки!В городе такой сумашедший ритм-все времени нет,а самих детей на улицу страшно выпустить.А работа возле дома в деревне-это ж для себя,а не на "дядю"!в радость только.Утром встал-пличка щебечет,цветочек глаз радует-жить хочется!
Наталья куда переехали, как все сложилось в итоге, может нас в соседи возьмете. Адекватные, воспитанные, не ругаемся, не курим.
Мы тоже ищем себе единомышленников для переезда в деревню
Где деревня находится… как называется…
Читаем название школы, думаем… Открываем карту смотрим… Profit)))
Оль,спасибо.Мы с мужем тоже купили участок-РОдовое гнездо во Владимирской обл.С начало я была против,тк были трудности и с работой,и с цивилизацией-но все это преодолимо.Вы правы,главное это-воздух,радостные и здоровые наши дети,и экологичное питание…Тут в городе идет одна рутина,а там ты занят своим делом и над тобой нет дяди который тобой командует…Я не знаю что будет дальше с городом-тут становится страшно и не безопасно.У нас во дворе только и слышна чужая речь,а своя РОДНАЯ РУССКАЯ куда то уходит..Когда мы росли,было все лучше-и игрушки и вещи и продукты-да,были очереди,но было все вкуснее . ПРаздники были праздниками,а сейчас все одно…Желаю вам здоровья и процветания в вашем деле,и родить сыночку еще сестренку.
Катерина, мне кажется, что главное- это даже не столько чистые воздух и пища, сколько возможность создать вокруг себя пространство, чистое от навязчивого влияния мира, которое особенно чувствуется именно в городе. Главной функцией человека, его целью и смыслом жизни становится потребление и стремление к удовольствиями и "радостями" жизни. В отсутствие другой идеологии( а когда мы росли она была другой) на первый план выходит девиз :"Не парься, бери от жизни всё!". В отрыве от такой "цивилизации" мозги встают на место, начинаешь понимать где истинные ценности, а где ложные, и есть возможность уберечь ребёнка от "скверны". Но это совсем не значит, что нужно податься в отшельники и полностью закрыться от мира — достаточно сменить образ жизни.
Спасибо за пожелания :), и Вам всего хорошего.
Ольга, подскажите, пожалуйста, где находится эта деревня. Мы с мужем и сыном тоже давно хотим переехать в деревню, но возможности ездить и смотреть нет. Заранее спасибо.
Большое спасибо за интересную статью! У нас как раз назрел вопрос где жить в большом городе или в деревне,теперь нет сомнений. очень хочется на свежий воздух, здоровья себе и своим дочкам 7 мес. и 6 лет. Как ваша деревня называется? Не было ли проблем с устройством ребёнка в школу? Буду очень благодарна за ответ.
Екатерине ответили в личную почту.
Мы тоже с мужем купили дом в Орловской области, там и школа есть и детский сад, вот тоже думаем переехать)))
Думается, такая жизнь бзик родителей. И спасибо дети, когда вырастут и узнают каков мир, им за это не скажут…
Мишка, а расскажи, каков он, мир? А то мы то и не знаем:)) И сколько тебе лет? Если сможешь на первый вопрос ответить, ответь еще и что такое постмодерн? Перед каким выбором стоит мир? И самое главное, что же человеку, и не в общем, а вполне конкретному, тебе, надо от жизни?
Никита, чего ты злишься :)) Вы действительно не такие как все… Я бы оценил долю Всех в 99,5% и Все в той или иной степени крутят пальцем у виска, читая ваши истории… Для того, что дойти до вопроса ЗАчем, надо действительно знать пол ответа… Для себя, вы долю ответа нашли, хотя далеко не половину (не согласны идти туда, куда идет масса… там 100% нет ничего, только свалка душ, мусора и одноразовых стаканов из БургерМака).. Но встает вопрос, куда идти то ??? И я уважаю Ваше решение за то, что вы пытаетесь найти ответ или хотя бы направление.. ТАк куда же идти??? А злиться на тех, кто еще не дошел до вопроса Зачем? или не способен дойти в силу отсуствия должной подготовки и мозгов, мне кажется глупо…
Это не злость, Макс. Это рефлекс:). Полтора года назад я занялся такой темой, как информпротиводействие. Оказалось, что интернет переполнен подготовленными группами, которые продвигают в массы определённые идеи. Группы работают в ЖЖ, в соц.сетях, на комментариях — создавая "общественное мнение". К существующему в реалиях оно не имеет никакого отношения. В основном — это идеи постмодернистского характера (то есть существуют силы, которым это нужно). Идеи "расчеловечивания", по меткому определению Александра Зиновьева. Это долгая и не простая тема. Войны переместились в среду информационную, практически полностью (один из главных идеологов Джин Шарп). Реальные боевые операции проводят не всегда и лишь как финальные стадии войн. Примеры — Югославия, Ирак, Ливия и т.д. И, конечно, СССР и Россия. Над нашим народом провели огромную разрушительную работу на ментальном и подсознатальном уровне. Я принял непосредственное участие в, скажем так, добровольном движении против таких групп и идей. Поэтому, когда встречаю мнение, сформированное под влиянием этих групп — сразу срабатывает рефлекс.
По поводу того, "куда идти". На меня оказало большое влияние труд Э.Фромма "Иметь или Быть", лекции "Суть времени" С.Кургиняна. Коротко, так — в мире идёт вечная борьба между добром и злом. Хилиазмом (вечная жизнь) и гностицизмом (вечная смерть). Есть различные философские течения и религии, в той или иной степени стремящиеся к одному или другому. Мой выбор — хилиазм (другое определение — царствие Божье на земле) и борьба за это. Как следствие — главная промежуточная цель — развитие человека. Проводимая сейчас на государственном уровне неолиберальная (читай либерально-фашистская) политика является проводником гностицизма, ведёт к деградации, а значит враждебна человеку, народу, России. Сложно ответить коротко. Это очень непростая тема:).
"в мире идёт вечная борьба между добром и злом. Хилиазмом (вечная жизнь) и гностицизмом (вечная смерть)."
Очень жаль, уважаемый Никита, что некоторые наши патриоты, включая и тех, кто хорошо знает историю России, ни в грош не ставят учение Православной Церкви, которая играла, без всякого сомнения, ключевую роль в жизни народа во все периоды русской истории. Иначе никогда бы никто из них не клюнул бы на идею хилиазма, о котором все уже сказано, пересказано и опровергнуто. Гностицизм (в классическом понимании) не так опасен (т.к. явная мерзость), как хилиазм, скрытая суть которого в подготовке людей к принятию антихриста. Царство Божие будет не на земле, которая сгорит, как неоднократно сказано в Библии. А полное земное благоденствие всегда обещает только дьявол.
"Земли и племена славянские как реки сольются в одно великое мореhttp://www.apocalyptism.ru/Chiliasm-Kapitanchuk.htm ), вопреки принятому мнению. А уж нынешняя РПЦ вообще перестала обсуждать что-то серьёзное. И в ней существуют разные силы — течения. И их также три. Есть и самая рапространённая (Бог — творец всего, в том числе и Дьявола, а значит всё есть его замысел) — но она рухнула, по факту, по мере осознания ужасов Второй мировой войны, есть и хилиастическая, и гностическая линия. Так что, по сути, выбор остался между двумя — хилиастической и гностической. Именно о Хилиазме говорили Русские космисты с православными корнями: Фёдоров, Горький, Циолковский, Вернадский и иже с ними. Кстати, Циолковский изобрёл реактивный двигатель ведомый идеями всеобщего воскрешения и необходимого после переселения воскрешённых на другие планеты. Фёдоров, к которому Циолковский относился, как к учителю, просил его придумать способ летать на другие планеты и обратно, сам же он полагал, что в скором времени придумает механизм воскрешения (на основе синтеза православного учения и достижений в науке). Однако, Циолковский справился со своей задачей, а Фёдоров нет. Основная идея космистов — "человек станет подобным Богу" и Творца они ни коем образом не отвергали. А локальная цель была всё та же — Хилиазм. Который, подчеркну ещё раз — вселенскими Соборами не отвергался.
Православное, пред которым в трепете будут все народы. Другого царства более могущественного не будет на земле." Преподобный Серафим Саровский.
Хилиазм не был осуждён Соборами (очень убедительно у Капитанчука про это —
Спасибо. Очень интересно и живо описано.
Сам планирую семью через несколько лет перевести на дачу,пока, жить.
Спасибо! Дай Бог вам всем счастья.
Спасибо, а Вам успехов и счастья!